Рецензия на Little Nightmares

img
Май
23
Spread the love

Рецензия на Little Nightmares

Инди-хоррор Little Nightmares старательно продвигают через контраст жуткого и милого, выставляя игру забавным, но способным пощекотать нервы приключением. Только вот на деле все совершенно не так. За названием «Кошмарики» скрывается умное, пугающее своей жестокой прямотой социальное высказывание тьме, которая лежит в основе человеческой натуры.

Это совсем небольшая игра. Прохождение всех четырех уровней занимает порядка 6 часов — с учетом перекуров и обстоятельного перерыва на обед. Особо ловкий мастер стелса и платформинга пробежит Little Nightmares часа за 2,5-3, выдохнет что-то вроде «кек, изи» и пойдет жаловаться, что экшена мало, графон мыльный, а финальный босс чересчур легкий, но рефанд уже не получить. Не надо так.

Разработчики из Tarsier Studios действительно не бросают реального вызова смекалке или реакции игроков и не пытаются напугать до инфаркта. Little Nightmares даже трудно назвать платформером или стелс-хоррором, хотя это было бы самым точным определением жанра игры. Это приключение-зарисовка без лишних объяснений и деталей, которое нужно понять и пропустить через себя.

Вся ценность и сложность тут в том, чтобы увидеть суть за карикатурными образами, прочувствовать нужные эмоции и попытаться понять, что же творится в голове этой маленькой девочки, которую мы ведем к спасению… Мы же ведем ее к спасению, так ведь?

К этому мы еще вернемся. Но я не просто так начал с продолжительности прохождения — это штучная, очень качественная работа талантливых людей, которые точно знали, что и как они хотят показать и рассказать. На PC за нее просят около 600 рублей, на консолях — немного больше тысячи, это не так много, чтобы пожалеть денег и пройти мимо.

Рецензия на Little Nightmares

Рецензия на Little Nightmares

Разработана Little Nightmares маленькой шведской студией Tarsier, среди главных достижений которой значится работа над костюмами для потешных вязаных человечков из LittleBigPlanet. Но продвигается игра как крупный и дорогой проект: реклама, стенды на выставках (я сам познакомился с ней на «ИгроМире 2016»), отличная физическая коллекционка с фигуркой, красиво оформленные официальные сайты на куче языков, — все потому, что в августе 2016 года ее взяла под крыло Bandai Namco.

Но сотрудничество с крупным издательством потребовало жертв. Маркетологи Bandai Namco лишили игру имени и собственного лица, переписав (или придумав с нуля) все презентационные и промо-материалы. Вышло так, что в итоге игра не соответствует ни собственному названию, ни описанию на официальном сайте.

Родилась Little Nightmares под названием Hunger, и оно подходит ей не в пример лучше. Дело в том, что никаких «маленьких кошмариков» в игре нет. Даже если попытаться перевести название, приняв Nightmares за авторский глагол (тогда получится что-то вроде «Маленькая видит кошмары»), получается весьма притянуто.

«Голод» же идеально полно и емко описывает происходящее — все в мире игры движимо самыми разными проявлениями голода и тяги к насыщению, которая затмевает и размывает любую человечность. Голод пронизывает локации, сюжет и персонажей, это очевидный лейтмотив.

Черт возьми, сам подводный ад, к выходу из которого мы стремимся, называется Maw (у нас перевели как «Чрево», но вообще «Пасть»), и все, чем занимаются местные отвратительные обитатели — это жрут и готовят. И снова жрут.

Голод непрестанно одолевает и саму девочку в желтом дождевике. В конце каждого уровня ей необходимо искать какую-нибудь еду, чтобы не умереть. Причем с каждым разом приступы голода становятся все сильнее. Их приближения ждешь и боишься куда больше, чем встречи с боссом, потому что именно в этих точках сконцентрированы самые драматичные моменты.

Согласно официальным пресс-релизам, ее зовут Шестая, а более ранние описания Hunger уточняют, что в Чрево она попала в качестве младшего слуги. Сама игра до таких деталей, впрочем, не опускается.

Мы просто молча продвигаемся к выходу через разные отсеки, пытаясь не попадаться на глаза местным великанам и решая не очень сложные, но изобретательные и не повторяющиеся задачки на стелс и платформинг. При желании можно и придраться —игре, например, пошли бы логические загадки наподобие тех, из которых состояла The Witness. Но делать этого не хочется — игра и без них не дает заскучать или расслабиться.

При этом Little Nightmares не пытается шокировать натуралистичными подробностями, или довести до икоты скримерами. Нам не показывают ни жестоких убийств, ни обезображенных трупов, а резкие нападения и фактор чудовища во тьме используется крайне дозировано, здесь правильнее говорить о саспенсе, нежели о чистом ужасе. И это правильно — к жестокости на экране очень быстро привыкаешь, она перестает тебя трогать, но раздразненное прозрачными намеками воображение каждый раз рисует самые эффектные и пугающие картины.

Рецензия на Little Nightmares

Визуально Little Nightmares отчасти ориентируется на Inside и Limbo, но при этом избавляется от аскетичного минимализма в пользу гротескных, но со вкусом спроектированных и оформленных 2,5D уровней. Что касается дизайна, культурного шока местные уроды и локации не вызывают, но и под определение «милого кукольного домика» из пресс-релизов они едва ли попадают.

Игра создана на Unreal Engine 4 и выглядит очень хорошо для независимого проекта. Все персонажи отлично, естественно анимированы, а окружение проработано в мельчайших деталях — на стандартной PS4 объекты на заднем плане показались немного «замыленными», но здесь трудно сказать, вина ли это игры или платформы.

На этом, собственно, все. Можете сразу промотать к оценке и идти играть. Это опыт, небольшая интерактивная зарисовка — если вам интересны такие вещи, попробовать ее определенно стоит, тут никаких сомнений нет.

Ниже я подробнее разбираю сюжет с серьезными спойлерами — возвращайтесь ко второй части рецензии только поле того, как пройдете Little Nightmares сами. Не читать ниже очень важно — продвигаться к выходу из Чрева лучше с минимальными знаниями о том, что вас ждет на пути, лишняя информация убьет атмосферу и разрушит эмоциональную связь с персонажем. Именно поэтому на скриншотах вы не увидите ничего такого, чего нет в трейлерах.

Рецензия на Little Nightmares

Далее следует разбор сюжета со спойлерами

Несмотря на то, что история и последовательность уровней вполне укладывается в простую трактовку о наборе детских страхов, интерпретировать Little Nightmares можно значительно глубже. Здесь я ориентируюсь на то, что вы уже поиграли и вернулись обсудить концовку, так что объяснений будет минимальное количество.

Впрочем, я не буду вдаваться в «синие занавески», по крайней мере, в этой статье. Но разобрать сюжет хотя бы в общих чертах я считаю необходимым, даже если здесь не обойтись без серьезных спойлеров.

Мы встречаем девочку посреди пустого коридора где-то на нижних уровнях Чрева. Но это не самое начало — в коротком ролике до этого мы видим силуэт женщины, похожей на японскую гейшу. Увидев ребенка, игрок предполагает, что девочку необходимо спасти, провести через опасности к выходу. Но все может быть совершенно не так, как кажется.

За всю игру никто не произносит ни единого слова, так что все мотивации и контекст происходящего доверяют воображению игрока, строить теории можно лишь благодаря «говорящему» окружению.

Рецензия на Little Nightmares

Возможно, Шестая не пытается выбраться на волю, а целенаправленно идет мстить или захватывать власть — на эту мысль меня навели семь причин.

  • Девочка начинает не там, где все остальные дети, и выглядит иначе. Местные содержатся в изолированном детском саду и выглядят одинаково, тогда как Шестая одета в желтый дождевик точно по размеру и приходит в себя на уровень ниже, чем расположены «детские». Также в ранних описаниях Hunger указывается, что девочка попала в этот подводный ад в качестве слуги, есть ее никто не собирался
  • Она точно знает, куда идти. Для игрока это выражается в линейности уровней, но «изнутри» все выглядит как тщательно спланированный побег. А заключенные, да еще и дети, едва ли могут знать подробности о плане здания
  • Она носит глухой капюшон не показывает лица. В игре лица скрывают только сотрудники Чрева — лицо Стража обмотано бинтами, повара носят маски в виде лиц (у них есть анимации, в которых они поднимают «лица» и чешут настоящие щеки), в у Хозяйки лица нет вообще и она разбила все зеркала. Гости же и пленные дети не скрываются и не носят масок.
  • Шестая никому не помогает. Героиня много раз оказывается в ситуации, когда может помочь другим детям освободиться и бежать, но не делает этого. К тому же, ее ничуть не трогает, когда она видит смерти и страдания вокруг себя
  • Она очень легко поддается голоду. Если первые три инцидента еще можно списать на обычный голод, то дальше все становится все страшнее и страшнее, как будто Шестая вообще не испытывает никаких проблем и целенаправленно поощряет свою темную сторону. Впрочем, это также можно списать на безумие, одолевшее девочку из-за ужасов, творящихся вокруг нее
  • Шестая целенаправленно убивает Хозяйку-гейшу и точно знает, как это сделать. Возможно, это и был ее первоначальный план — добраться до самого сильного врага и забрать ее силу, чтобы подчинить себе все Чрево
  • Мы не знаем происхождение имени девочки. «Шестая» (Six) предполагает, что до нее было пятеро других, но ничего подобного в игре нет. Детей больше, сотрудников в Чреве — меньше. Самый логичный вариант — ей суждено было стать шестой Хозяйкой Чрева
  • Как история мести и борьбы за власть простенький, казалось бы, сюжет принимает совершенно иную окраску, а к самой девочке с зажигалкой начинаешь относиться по-другому. Вместо постной и банальной завязки с побегом от злых великанов мы получаем куда более взрослую и драматичную, которой можно додумать и интриги, и предательство, и личную вражду с оставшимися работниками Чрева, что объясняет их маниакальное стремление поймать и убить девочку. А казалось бы — изменилась только мотивация.

    Рецензия на Little Nightmares

    Конец спойлеров

    Кроме того, у меня есть интерпретации сюжета с точки зрения транслируемых через него идей. По одной из версий, Little Nightmares — это настоящий гимн анархии, призывающий восстать против безличной системы, конформизма и бессердечного правящего класса. Другая же концентрируется на философской идее о том, что зло непобедимо в принципе, так как живет внутри всех людей. Но это тема для отдельного материала-разбора, который, возможно, однажды появится на сайте.

    Так или иначе, своей первой игрой Tarsier зарекомендовали себя с крайне положительной стороны и показали, что могут и умеют делать отличные современные игры. В этом году они также выпустят свой второй самостоятельный проект — эксклюзив для PlayStation VR Statik, в которой игрокам предстоит исследовать человеческое сознание.

    Если в будущем появится больше подобных игр, то, возможно, уже пора вводить термин «лимбоид». По аналогии с создавшей этот субжанр Limbo, слово будет означать концептуальный мрачный двухмерный саспенс-платформер, в котором главную роль играет ребенок, оказавшийся перед лицом совсем недетской опасности.

    А пока — поделитесь в комментариях, ждете ли вы Little Nightmares, а заодно расскажите, как вы вообще относитесь к играм такого жанра. Релиз намечен на 28 апреля на PC и консолях.

    Источник: kanobu.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    8 + пять =

    -->